Завершился ежегодный саммит DIY&Household Retail — значимое профессиональное событие для топ-менеджеров отрасли в формате загородного клуба. На площадке обсуждали стратегические векторы развития рынка DIY, обмен опытом, и, конечно, — аналитика.
Ранее мы публиковали интервью с генеральным директором ВсеИнструменты.ру Валентином Фахрутдиновым — об изменениях в брендинге, росте ставок и адаптации стратегий. Сегодня делимся вторым ключевым интервью с Евгенией Бирюковой, представителем независимая исследовательская компания ICMR (ГФК-Русь), аналитического партнера саммита. Евгения первой открыла деловую программу и представила данные о состоянии и динамике рынка DIY: от влияния жилищного строительства до структуры потребления и роста онлайна.
Сразу после выступления она дала эксклюзивное интервью журналу DECORNEWS.ru, в котором расшифровала актуальные тренды и факторы, влияющие на отрасль.
— Евгения, спасибо за Ваше выступление. Хотелось бы узнать некоторые инсайты. Какие ключевые тренды Вы наблюдаете на рынке DIY по итогам последних лет?
— По итогам последних лет, например, 2024–2025 гг., безусловно, влияет рост индивидуального жилого строительства. Растут такие категории, как садовая техника, ручной садовый инвентарь, электроинструмент, строительные материалы. Но важно понимать: это отложенный эффект. Мы видим последствия сделок, которые были совершены ранее, в 2024 году, — в том числе на фоне замедления ипотечного кредитования. Сейчас тренд уже идет на снижение.
— Как изменились объемы и структура потребления DIY-товаров в России за последние пару лет?
— В целом рынок DIY растёт — как в натуральном, так и в денежном выражении. Потребитель все-равно строит, делает ремонт. Жилье стало дороже, и это подталкивает к обновлению — в том числе на вторичном рынке.
По структуре: растут онлайн-продажи. В некоторых категориях они уже достигают 70–90%. Это, конечно, зависит от категории. В основном — это товары, где много продукции no-name, небрендированных китайских товаров. Здесь рост онлайна особенно значителен.
— При этом, как Вы отметили, сохраняется потенциал роста у категории садовой техники?
— Да, продажи садовой техники и сопутствующих товаров растут. Но снова подчеркну: это отложенный эффект инвестиций — покупки участков, домов, квартир по госпрограммам, которые сейчас практически прекратились. Осталась только семейная ипотека.
— Что, на Ваш взгляд, сильнее всего влияет на рынок сегодня? Это экономические, демографические или социальные факторы?
— Это совокупность факторов. Экономическая ситуация, конечно, важна. Как сегодня говорилось на сессии: ритейлеры конкурируют не только между собой и с маркетплейсами, но и с банковскими вкладами. Сегодня выгодно отложить покупку и положить деньги под проценты.
Но при этом индекс потребительских настроений в России довольно стабилен. Это говорит о высокой адаптивности населения. Мы прошли через много кризисов, и у нас очень короткий цикл восстановления — потребитель быстро адаптируется и привыкает.
— Это звучит позитивно, несмотря на турбулентность. Тогда давайте подробнее про выбор потребителя. Что влияет: цена, бренд, наличие, отзывы, СТМ?
— В онлайне это, конечно, скорость и «бесплатная» доставка (которая, на самом деле, не бесплатная). В офлайне — возможность оценить товар: потрогать, посмотреть на качество, на технологичность.
Поэтому офлайн по-прежнему выигрывает в ряде категорий. Здесь важен баланс между технологичностью и ценой. На этом фоне активно растут собственные торговые марки (СТМ), которые могут конкурировать и с ушедшими брендами, и с известными производителями — как по цене, так и по характеристикам.
— Какие решения, по вашему мнению, могут стать ключевыми для адаптации к новым рыночным условиям — в ассортименте, дистрибуции, стратегии?
— Как я уже говорила, конкурентная среда сейчас позволяет развивать СТМ — для этого создана хорошая почва. Много игроков ушло, и можно вводить новые товары. Офлайн-торговля тоже не стоит на месте — она развивается и может усиливаться за счёт дополнительных сервисов и сопутствующих услуг.