Дерево называют будущим архитектуры: из него можно построить и стул, и аэропорт, оно живет сотни лет, а в деревянных зданиях буквально легче дышится. Основатель компании «Архивуд» Александр Львовский — о главных инсайтах премии Архиwood-2025

Владимир Кузьмин, Татьяна Челяпина. Дом Мечты. Тверская область.
Фото
архив пресс-служб


Александр ЛьвовскийОснователь компании «Архивуд» и архитектурной премии АрхиwoodСайт эксперта
В этом году на вручении «Деревянного Оскара» творилось веселое безумие: реставраторы спорили про вологодские наличники, юные архитекторы обсуждали деревянные арт-объекты для рейвов, а на открытой сцене во дворе бывшей «Стрелки» бесперебойно вручали призы и обнимались. Премия Архиwood прошла уже в 16-й раз, но в этом году побила собственные рекорды: 327 заявок, 85 участников в шорт-листе и география от Тихого океана до Балтики. Но при всем этом буйстве стало очевидно, что современную деревянную архитектуру объединяют общие тренды.

Фото
пресс-служба премии
Делать что хочешь
Принято считать, что дерево — это что-то про дачи, бани и загородные рестораны, но на самом деле, его возможности безграничны. Все проекты по-хорошему удивляют и разрушают стереотипы.
Одним из хитов стал деревянный аэропорт в Краснокаменске (Забайкальский край). Это одновременно транспортный хаб и арт-объект: геометрические формы, черная внутренняя отделка, скульптура в виде кристалла урановой руды у входа. Терминал был построен за рекордные два месяца.

Пассажирский терминал аэропорта в Краснокаменске. Бюро Alpbau, Игорь Широков, Алексей Крицин.
Фото
Алексей Клочков
Еще одно неожиданное решение — деревянная сотовая вышка в Вологодской области. Авторы проекта, компания Norvex, уверены, что эту конструкцию можно и нужно масштабировать: ежегодно в России нужно более 1000 новых вышек, и использование древесины может сделать их на 50% более дешевыми и экологичными — а еще избежать «страшных железных конструкций».

Вышка сотовой связи в Вологодской области, компания «Норвекс». Конструкторы Александр Погорельцев и Владимир Стоянов.
Фото
Семен Гоглев
А архитектура «Улиточной» в парк-отеле «Бридж Кантри» рифмуется с окружающей природой: это абсолютно сказочного вида сосновый павильон на лесной поляне, где творятся тоже вполне сказочные дела — выращивание и дегустация улиток.

Ксения Раковская. Amor в сотрудничестве с мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко
Фото
Роман Алексеев
Дома для поколений
Дерево придает дому особый смысл: он становится не просто квадратными метрами для жизни, а местом, где рождаются семейные легенды и традиции, пространством, которое меняется вместе с людьми. Так, дом GREEN («Архивуд»), получивший специальную премию партнера, — это отражение ценностей живущей в нем семьи. Например, близость к природе: за нее отвечают естественные цвета и фактуры, натуральные материалы, дизайн в стиле эко-минимализма. А уют и комфорт — это мягкие ковры, аутентичные аксессуары и орнаменты.

Архитектор Ольга Самошкина, дизайнер Екатерина Бенеш, «Архивуд». Дом Green
Фото
Маргарита Федина
Еще один победитель, дом «Атлант» в Московской области, стал метафорой преемственности: родители помогают детям расти, чтобы те смогли держать небо. На практике архитекторы из AABA Architects воплотили это в виде настоящего деревянного скалодрома на фасаде. Дом одновременно монументальный и романтичный, это подчеркивается контрастом премиальных и простых материалов — микроцемент и каррарский мрамор, обожженный сибирский кедр и абаш.

Дом «Атлант», проект AABA Architects
Фото
Вячеслав Флеор, Krasyuk Production
Скорость и экологичность
Дерево помогает делать строительство быстрым, экономичным и энергоэффективным: эти преимущества участники подробно обсудили на деловой программе. Например, углеродный след деревянных зданий на 30% ниже, чем у бетонных, а все процессы удешевляются в среднем на 40%. Кроме того, дерево позволяет использовать максимум «зеленых» технологий: быстрая сборка из готовых модулей прямо на площадке, минимизация отходов, использование переработанной древесины.
Интересный кейс — павильон проката спортивного инвентаря горнолыжного комплекса «Ян» в Татарстане. Для его создания архитектурная мастерская Тотана Кузембаева использовала старые деревянные арочные конструкции заказчика — их бережно очистили и отреставрировали. В результате получились плавные «волны» на крыше, похожие на горные склоны вокруг.

Павильон проката горнолыжного инвентаря ГЛК «ЯН», проект архитектурной мастерской Тотана Кузембаева
Фото
Дмитрий Шведов
Десять в одном
Дерево делает здания буквально «про людей и для людей». Например, «Архивуд» предлагает достраивать и наоборот, уменьшать дома по мере того, как трансформируются живущие в них семьи, рождаются и вырастают дети.
Апофеоз многофункциональности — общественное пространство Хии Морин в бурятском селе Сотникове, проект компании «Новая Земля». Хии Морин помогает решить одну их главных проблем удаленных населенных пунктов — недостаток социальной инфраструктуры. Фактически это огромный конструктор Lego, cборно-разборное здание из теплой «улицы», к которой примыкают лектории, мастерские и другие модули — по образу и подобию Международной космической станции.

Пространство Хии Морин в бурятском селе Сотникове, проект компании «Новая Земля»
Фото
Максим Чеколаев
Связь с прошлым
Важно не только строить концептуальные шедевры из дерева, но и сохранять уже существующие. В России около 9000 памятников деревянного зодчества — церкви, избы, усадьбы и не только — и большинство из них находятся в плачевном состоянии. Хорошая новость в том, что реставраторы и архитекторы все чаще обращают внимание на деревянные памятники культурного наследия, возрождают их и дарят новые смыслы.
Самые яркие проекты последнего года обсудили на круглом столе премии Архиwood. Это, например, «Лабаз. Городская гостиная» в Ивановской области — заброшенный склад XIX века, который бережно восстановила команда APRELarchitects. Или казанский бутик-отель «Сомов», расположенный в старинном особняке с богато украшенным деревянным фасадом. Авторы боролись буквально за каждый сучок: ведь дерево, как правильно прозвучало на премии, — это наше «коллективное сознательное», без которого невозможен русский культурный код.

Лабаз. Городская гостиная. Проект APRELarchitects, Ивановореставрация
Фото
Полина Полудкина

Полина Михайлова, Аделина Шарапова. Бутик-отель «Сомов»
Фото
Александр Бурнатов

Полина Михайлова, Аделина Шарапова. Бутик-отель «Сомов»
Фото
Александр Бурнатов
Материалы по темеТегиархитектура
Источник
Напишите Ваш комментарий к статье