2 декабря музей откроется для публики и представит три выставки, подготовленные Александром Боровским. Архитекторами экспозиции выступили Юрий Аввакумов, Евгений Асс и Игорь Чиркин

Фото
Илья Иванов
Музейно-выставочный центр «Коллекция. ЗИЛАРТ» — новая независимая культурная институция в Москве, созданная по инициативе коллекционеров Андрея и Елизаветы Молчановых. В основе музея — собрание из более чем 8 000 произведений, сформированное за 25 лет: от русского авангарда и советского неофициального искусства до актуальной живописи, скульптуры, инсталляции, фотографии и уникальной коллекции традиционного искусства Тропической Африки.

Фото
Даниил Анненков

Атриум музея «Коллекция. ЗИЛАРТ».
Фото
Илья Иванов
В музее нет постоянной экспозиции: здесь действует репертуарный принцип, позволяющий заново собирать и переосмыслять собрание. Миссия музея — показать коллекционирование как культурную и жизненную практику, где важны не только произведения, но и связи между ними. Здание площадью более 13 000 м² спроектировано Сергеем Чобаном и бюро СПИЧ. В нем четыре уровня выставочных залов, детское интерактивное пространство, музейный магазин, конференц-зал и ресторан Remy Kitchen Bakery. Фасад из меди со временем меняет цвет и фактуру, становясь символом живого музея.


Выставочный зал музея «Коллекция. ЗИЛАРТ».
Фото
Илья Иванов
Музей откроется для публики 2-го декабря 2025 года и представит три крупные выставки, подготовленные художественным консультантом Александром Боровским: «Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве», «Африканское искусство: боги, предки, жизнь» и инсталляцию Гриши Брускина «Dies Illa». На пятом этаже представлена инсталляция Александра Бродского «Приют невинных».

Эскалатор с работой художника Дмитрий Аске
Фото
Илья Иванов
«Приют невинных» Александра Бродского (18+)
На террасе пятого этажа музея представлена инсталляция Александра Бродского — художника-архитектора мирового уровня, одного из основателей «бумажной архитектуры», участника Венецианской архитектурной биеннале.
Вслед за спроектированным для квартала Зиларт «Домом с голубями» — зданием, где на карнизе установлены крупные скульптуры птиц по эскизам Бродского, — художник создал здесь еще один «городской дом» — «Приют невинных». На первый взгляд — покосившийся покрытый рубероидом деревянный сарай, приросший к зданию музея и словно живущий собственной жизнью. Внутри скрыт бар со столиками из окаменевшего рома и шумом прибоя в характерной атмосфере «бодрого уныния», присущей произведениям архитектора.

Инсталляция «Приют невинных» Александра Бродского
Фото
Илья Иванов
«Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве» (0+)
В одном пространстве московская и петербургская скульптура второй половины ХХ — начала XXI века соседствует с живописью и графикой неофициального и актуального искусства. Скульптуры и объекты Михаила Аникушина, Любови Холиной, Александра Игнатьева, Михаила Ершова, Евгения Ротанова, Дмитрия Каминкера, Роберта Лотоша, Сергея Чернова, Аллы Урбан и Кирилла Александрова находятся рядом с работами художников, формировавших визуальный язык своего времени: Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Ивана Чуйкова, Михаила Рогинского, Олега Кудряшова, Анатолия Белкина, Олега Васильева, Семена Файбисовича, Юрия Злотникова, Элия Белютина, Леонида Борисова.
Такое сопоставление показывает, как скульптура выходит за пределы пьедестала, а живопись — за рамки плоскости, создавая единое поле оптических, пластических и смысловых напряжений. Автор экспозиции — архитектор Юрий Аввакумов.

Даниил Каминкер. «Пожарный щит с красным ящиком». 2012.
Фото
Юрий Пальмин
Экспозиция скульптуры открывается монументальным «Спортсменом» Михаила Аникушина, созданным для Олимпиады-80, и редкими «примерочными моделями» его знаменитых памятников Пушкину и Ленину — объемными эскизами, по которым художник проверял будущий силуэт в городской среде. Подобные модели обычно видят только специалисты. В экспозиции они показывают сам процесс формообразования, скульптуру «до» окончательного решения и дают редкую возможность заглянуть в «мастерскую» большого художника.

Михаил Аникушин. Фигура спортсмена. 1980.
Фото
Юрий Пальмин
Далее — несколько поколений мастеров, формировавших язык пластики: строгие формы Любови Холиной и Александра Игнатьева, пластицизм Михаила Ершова и Евгения Ротанова. Здесь также представлены авторы, расширившие представление о скульптуре. Дмитрий Каминкер соединяет бронзу с реди-мейдами и архитектурными конструкциями; Роберт Лотош создает ироничные жанровые сцены из камня; Сергей Чернов показывает театральные костюмы-объекты как метафоры человеческого состояния.

Дмитрий Каминкер. «Атлант, держащий свод туфли (Подкаблучник)», 2015
Фото
Юрий Пальмин
В экспозиции представлены и работы современных художников, каждый из которых по-своему дополняет представление о скульптуре и пространстве. Алла Урбан работает с природными материалами и механизмами, создавая подвижные и «живые» инсталляции о памяти и энергии места. Кирилл Александров исследует оптику и восприятие: его конструктивные объекты меняются при движении зрителя, превращая пространство вокруг в активный элемент произведения.

Алла Урбан. «Три кварка у мистера Марка». 2021
Фото
Юрий Пальмин

Кирилл Александров. «Куб в четвертом измерении (тессеракт 2)».
Фото
Юрий Пальмин
Раздел абстрактного искусства открывается монографической подборкой Элия Белютина — одного из лидеров неофициального искусства, который сформировал целую школу абстрактного видения. Его импульсивные, почти каллиграфические работы соседствуют с «сигналами» Юрия Злотникова — сериями, в которых художник пытался создать изобразительный аналог информационных процессов, превратив линии и цветовые импульсы в систему знаков.

Элий Белютин. Без названия. Абстрактная композиция. 1991 г.
Фото
Юрий Пальмин
Важный акцент — работы Эрика Булатова, одного из первых художников, кто осознанно исследовал природу визуальности и соотнесение зрения и смысла: в его полотнах плотная форма и пустотные конфигурации открывают метафизический слой изображения. Геометрическая оптика Леонида Борисова и работы Семена Файбисовича, фиксирующие феномены современного восприятия — расширяют эту линию и показывают, как живопись выходит за рамки изображения и становится способом смотреть на мир. Вместе со скульптурой эти работы создают единое поле, где форма, жест и зрение оказываются равноправными участниками общего диалога.

Эрик Булатов. «Фотография на память». 1994-1995
Фото
Юрий Пальмин

Илья Кабаков. «Новый аккордеон». 2001.
Фото
Юрий Пальмин
«Африканское искусство: боги, предки, жизнь» (12+)
На четвертом этаже открывается крупнейшая в России экспозиция традиционного искусства Западной и Центральной Африки — собрание из более чем тысячи артефактов, созданных мастерами десятков народов. Это первое масштабное и долгосрочное музейное высказывание о том, как устроен мир образов, ритуалов и пластики Тропической Африки — и о том, какое влияние он оказал на художников европейского модернизма: Пабло Пикассо, Анри Матисса, Амедео Модильяни, а также на кубизм, экспрессионизм и фовизм в целом. Пространство выставки создано архитектором Евгением Ассом.

Маска правителя. Дерево, бусы, раковины, семена плодов. Бамум, XX в. Камерун
Фото
Юрий Пальмин
Коллекция формировалась почти тридцать лет художником Михаилом Звягиным, и ее отличает интуитивный, «художественный» принцип отбора: выразительность важнее атрибуции, сила образа — значительнее даты создания. Здесь можно увидеть варианты легендарной белой габонской маски, связавшей творческие судьбы «великолепной четверки» — Мориса де Вламинка, Андре Дерена, Пабло Пикассо и Анри Матисса.
Рядом — величественные гвинейские маски д’мба, запечатленные в эскизах, полотнах и скульптурах Пикассо, и входившие в его африканское собрание. Представлены и маски и фигуры бауле из Кот-д’Ивуара с тонкими вытянутыми лицами и крошечными ртами, напоминающими портреты Амедео Модильяни. Завершают этот ряд габонские мбулу-нгулу — фигурки-реликварии, обитые бронзовой фольгой, которые собирали и переосмысляли в своих работах Пабло Пикассо, Фернан Леже, Хуан Грис и Пауль Клее.

Наплечная маска д’мба для свадеб и праздника сбора урожая. Бага, ХХ в. Гвинея
Фото
Юрий Пальмин

Голова. Терракота. Нок, V в. до н.э — II в. н. э. Нигерия
Фото
Юрий Пальмин
Экспозиция построена как система тематических групп — «островов», каждый из которых посвящён ключевым архетипам африканского искусства: предкам, посвящению, плодородию, власти, оружию, магии, тайным обществам, детству, памяти, животным символам и плодородию земли.
Такой принцип отражает, как эти предметы существовали в культуре: аналоги демонстрируемых масок и фигур были частью повседневной жизни, участвовали в обрядах и ритуалах, обладали множеством функций — от охранных и обучающих до мемориальных и сакральных. Объединенные в тематические «острова», артефакты показывают разнообразие пластических решений, свойственных разным историко-культурным регионам Африки.

Маска антилопы экук для инициаций и церемоний окончания траура. Квеле, Габон, ХХ в. Конго
Фото
Юрий Пальмин

Наголовник с изображением священной антилопы чивара для сельскохозяйственных обрядовых праздников. Дерево, кожа. Бамбара, XIX–XX вв. Мали
Фото
Юрий Пальмин
Гриша Брускин «Dies Illa» (18+)
Пятый этаж занимает масштабная инсталляция Гриши Брускина — одного из самых значимых художников советского неофициального искусства. Его произведения находятся в крупнейших музейных собраниях мира, а проект «Dies Illa», созданный специально для «Коллекции. ЗИЛАРТ», раскрывает его метод в полном объеме. Архитектором экспозиции выступил Игорь Чиркин.
Инсталляция развивает темы, впервые представленные на Венецианской биеннале 2017 года («Смена декораций»): архетипы, мифологические образы и мотивы массовой визуальной культуры превращаются у Брускина в драматическое размышление о человеческом присутствии в мире. Художник объединяет скульптуру, объект, свет, тень и театральную пластику, создавая пространственную композицию, где каждая группа фигур существует как самостоятельный эпизод — напряженный, кульминационный, вне линейного времени.

Гриша Брускин. «Смена декораций» (фрагмент)
Фото
пресс-служба музея

Гриша Брускин. «Смена декораций» (фрагмент)
Фото
пресс-служба музея
«Проект „Dies Illa“ наполнен образами и метафорами, в которых тревоги и катастрофы современности предстают в обличье аллегорий и притч о судьбе смертного человека, его ошибках, упованиях и страхах, его смятении и его вере. О пребывании на пороге смерти и нового мира» — рассказывает Гриша Брускин.
Материалы — от традиционных гипса и дерева до грубой мешковины и войлока — усиливают телесность объектов и вовлекают зрителя в переживание пространства. Название «Dies Illa» («Тот день») отсылает к строке средневекового гимна Dies irae и задает эмоциональный масштаб работы: инсталляция становится размышлением о судьбе человека перед лицом истории.

Гриша Брускин. «Смена декораций» (фрагмент)
Фото
пресс-служба музея
Просветительская и семейная программы
Просветительская программа музея «Коллекция. ЗИЛАРТ» выстроена вокруг идеи самоисследования через искусство: здесь лекции, перформативные форматы и арт-практики становятся инструментами для осознанного опыта, внимания к себе и диалога с окружающей средой.
Семейная программа включает арт-терапевтический курс «вМЕСТЕ», созданный совместно с терапевтами студии «САМО», подростковую лабораторию «Ателье-медиа» и другие события, раскрывающие искусство через телесность, звук, взаимодействие и исследование городской среды.

Интерактивное детское пространство музея «Коллекция. ЗИЛАРТ».
Фото
Илья Иванов

Интерактивное детское пространство
Фото
Илья Иванов
В декабре состоится первый в России показ графического балета «Трапеция» Ярослава Шварцштейна в исполнении квинтета «Персимфанс» под руководством Петра Айду, цикл архитектурных встреч и прогулок с ведущими российскими архитекторами, авторами домов в квартале Зиларт, пройдут лекции искусствоведа Кирилла Светлякова и встречи по психологии искусства Натальи Бехтеровой.
Где: Москва, бульвар Братьев Весниных, 3

Выставочный зал музея
Фото
Илья Иванов
Елена ИгумноваТегиМоскваискусство
Источник