ТЕХНОЛОГИИ, ЭТНИКА И КРАФТ ОПРЕДЕЛЯЮТ ЛИЦО КИТАЙСКОГО ПРЕДМЕТНОГО ДИЗАЙНА
Итоги международной выставки Design Shanghai-2025 подводят ведущие российские дизайнеры.
Предметный дизайн в Китае в контексте общемирового начал развиваться не так давно, в конце 80-х годов прошлого века. Примерно с того же времени страна неуклонно внедряет передовые технологии и инновации, но связи со своими национальными корнями в прикладном искусстве не теряет.
Сегодня дизайн Поднебесной полностью интегрирован в мировую отрасль. Любая профильная выставка легко это доказывает, и Design Shanghai-2025, где было показано более 600 единиц предметного дизайна и крафта, не исключение.
Design Shanghai-2025 продемонстрировал много интересных, достойных продуктов. Выгодно выделялась серия Rectangle дизайнера Фрэнка Чу. Алюминиевые квадратные трубки оснований кресел и скамеек отсылают к индустриальному стилю и футуризму и выгодно сочетаются с шерстяной отделкой. Их архитектура дает ощущение психологической стабильности. Продукты бренда MONOCHROM заметны в первую очередь за счет крафтовой работы с металлом. Его сминают, делают его податливым, затем производят барные стулья, скамейки, уличную мебель для кафе и ресторанов. Очень современно, стильно смотрится в интерьере молодежных кафе и фудкортов, также в обстановке стритфудов.
Артур Митрошкин, основатель студии архитектурного дизайна ARTIMITRO
«Дизайнеры из Поднебесной, конечно, идут за мировыми трендами, они заимствуют идеи из европейского и американского дизайна, но творчески переосмысливают их и делают это талантливо. Их продукты представлены практически во всех направлениях предметного дизайна, они много производят и много кастомизируют.
Из недоработок, хотя и относительных, можно назвать отсутствие отличительного стиля китайского дизайна. Зато он интересен с точки зрения технических и технологических решений, ведь при их производстве специалисты используют очень много современных станков, разнообразные приспособления, 3D-принтеры, роботов, специальное ПО, поэтому скорости и объемы у китайцев впечатляют. Ни в России, ни в Италии такой мощной производственной базы нет, в Италии вообще много руч- ного труда».
Дизайнеры Поднебесной охотно вступают в коллаборации, соединяя Восток и Запад в своих коллекциях, для них это показа- тель уровня. Например, компания livintwist специализирующаяся на проектировании уличной мебели, стремится к свежим решениям в садово-парковой архитектуре. Сотрудничая с известным итальянским дизайнером Клаудио Боникко, бренд созда- ет стиль, выходящий за рамки привычной эстетики. На Шанхайском форуме дизайна был представлена их коллекция Nassa. Туда входят кофейный столик и другие предметы, состоящие из модульных бло- ков, которые комбинируются в различных вариациях и вписываются практически в любой интерьер.
Основатель авторского дизайн-бюро Елена Крылова отмечает, что китайские дизайнеры круто работают со своими традиционными этническими мотивами и умело интегрируют их в современные продукты. Это может быть линия, намек, но всегда считывается. Получаются красивые вещи с собственной историей и при этом современные. Например бренд U+; его основное направление — аутентичный китайский стиль. Фрагмент интерьера чайной для китайских церемоний с низкими столиками и напольными стульями, показанный на выставке, — очень колоритный и придает помещению яркий характер.
За каждой экспозицией всегда прослеживаются тренды. Design Shanghai-2025 обозначил такие перспективные направления, как минимализм, осознанное потребление и экологичность, а также технологический синтез (3D-печать с традиционными орнаментами, лазерная резьба по дереву, цифровая вышивка).
Елена Крылова, основатель студии дизайна Елены Крыловой
«Похоже, подход с опорой на свои культурные корни помогает стать заметнее на мировом рынке. Российским дизайнерам стоить взять пример, столь же активно развивая и внедряя рос- сийский стиль и русский национальный код»
— Продукция, представленная на Design Shanghai-2025, мне понравилась. Очень хорошую оценку со стороны моих коллег-дизайнеров получила мебель, в том числе и мягкая, она эстетична и эргономична. Запомнились предметы декора, прежде всего вазы больших размеров (Китай — родина фарфора) и мебель outdoor. Как правило, какой-то штрих выдает в них страну-производителя, это или изображение дракона, или обращение к характерному красному цвету. Мне понравилось одно подстолье: одна нога сделана из металла, другая — из бамбукового дерева; у европейских брендов намеки на бамбук крайне редки, а здесь Азия считывается сразу.
Яна Демидович, сооснователь компании Demidovich Design:
И вот такая дань своим корням, своей культуре очень трогает. Дизайнеры Поднебесной делают действительно классные вещи, это не реплики, не копии, они уникальны. Но! Нет пока той самобытности, что отличает большого мастера от его учеников. Продукты предметного дизайна Поднебесной при всех своих плюсах дают ощущение, что где-то ты уже видел что-то подобное.
По словам Чжуо Тан, event-директора Design Shanghai, выставка за последние 12 лет стала флагманской выставкой китайского, да и всего азиатского дизайна. Она является платформой, которая объединила и технологии, и традиционные практики, и актуальную социальную повестку. Художники и дизайнеры из Азии находят здесь новые возможности для коллабораций и деловых связей. Но самое главное — Design Shanghai так или иначе призывает дизайнеров ответить на вопрос гуманистического толка: как объединить людей в эпоху кризисов и разногласий посредством дизайна.
Пусть пока китайский дизайн — талантливый ученик, да, он нарабатывает свой стиль, свои линии. Но, учитывая, что страна развивается семимильными шагами, мастера (здесь мы имеем в виду Италию, итальянский дизайн) наш сегодняшний ученик довольно скоро догонит. Потенциальных брендов-мастодонтов не так много, но через 3–5 лет они способны ими стать
Напишите Ваш комментарий к статье