Согласно исследованию Агентства по охране окружающей среды США, современный человек проводит более 90 процентов жизни в закрытых помещениях и практически треть из них тратит на работу, находясь в офисе. Мы редко задумываемся об этом, но искусственно созданная среда сильно влияет на наше самочувствие, психику и физическое здоровье. Сегодня благодаря развитию науки мы можем изучать, как тело человека реагирует на различные элементы, присутствующие в архитектурных объектах, такие как освещение, цветовые решения и отделочные материалы.

За каждым пространством стоит не только его физическая форма, но и совокупность эмоциональных реакций, которые оно вызывает. Нейроархитектура объясняет, каким образом пространство, его дизайн и структура могут воздействовать на когнитивные способности человека и качество его социальных связей. Этот подход объединил две, на первый взгляд, далекие дисциплины — архитектуру и нейробиологию.

НЕЙРОАРХИТЕКТУРА — КАК СОЗДАВАТЬ УМНЫЕ ПРОСТРАНСТВА

Цель этой науки — понять, как человеческий мозг и, вследствие этого, человеческое тело реагируют на разные элементы про- странственного дизайна, а дальше — применить эти знания для создания более гармоничных и человекоориентированных интерьеров, которые к тому же существенно улучшают качество жизни.

БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ: КАК АРХИТЕКТУРА ФОРМИРУЕТ НАШЕ ВОСПРИЯТИЕ

Любое пространство определенным образом влияет на органы сенсорного восприятия, а именно — вкус, обоняние, осязание, слух и зрение. Но как именно сегодня дизайнеры и архитекторы могут сделать это влияние положительным и раскрыть весь потенциал архитектурного объекта, особенно когда речь идет об офисных пространствах — местах, где человек проводит большую часть времени?

НЕЙРОАРХИТЕКТУРА — КАК СОЗДАВАТЬ УМНЫЕ ПРОСТРАНСТВА

ЗРЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫЙ СВЕТ И ЦИРКАДНЫЕ РИТМЫ

Для человека солнечный свет — главный регулятор биологических ритмов. Изменение его интенсивности и яркости в течение дня поддерживает гармонию всего организма. Но если человек проводит большую часть дня в закрытом пространстве с искусственным освещением, этот баланс нарушается и приводит к усталости, снижению концентрации и даже хроническому стрессу. Исследование Корнелльского университета 2018 года подтверждает, что сотрудники, работающие в условиях естественного света, сообщают о повышении продуктивности на 18%, снижении уровня стресса на 10%, и они реже берут больничные дни. Поэтому в проектах необходимо использовать решения, которые максимально увеличивают доступ к солнечному свету: панорамные окна, раздвижные стеклянные перегородки, атриумы и открытые планировки. В качестве альтернативы источникам естественного света можно интегрировать интеллектуальные системы биодинамического управления (Human Centric Lighting), которые меняют цветовую температуру от бодрящих оттенков утром к теплым вечером, имитируя природный цикл светового дня.

НЕЙРОАРХИТЕКТУРА — КАК СОЗДАВАТЬ УМНЫЕ ПРОСТРАНСТВА

БИОФИЛЬНЫЙ ДИЗАЙН

Даже находясь в городской среде, человеку важно чувствовать связь с природой. Это глубинная потребность, которая сформировалась в ходе тысячелетней эволюции. Благодаря зеленым зонам, включению в дизайн живых растений, природных матери- алов и водных объектов можно создать среду, которая снижает умственное напряжение, уровень стресса и улучшает качество воздуха. Так, исследование Фьельда (Fjeld, 2000) продемонстри- ровало, что работники в офисах с живыми растениями имели лучшую концентрацию внимания и когнитивные способности по сравнению с теми, кто находился в среде без растений. В проекте Штаб-квартиры СБЕР в Минске архитекторы интегрировали фитостены, элементы из натурального камня, дерева и создали приватные зеленые зоны, которые отделены от общего пространства комнатными растениями и специальной расстановкой мебели.

Кроме того, современный ритм жизни часто подразумевает плотный график и высокую скорость работы, в то время как уход за растением заставляет нас замедлиться и обрести внутреннюю гармонию. Поэтому сейчас биофильный дизайн выходит за рамки стандартного озеленения и по всему миру набирают популярность концепция огородов внутри офисных пространств и привлечение сотрудников к уходу за этими растениями.

НЕЙРОАРХИТЕКТУРА — КАК СОЗДАВАТЬ УМНЫЕ ПРОСТРАНСТВА

ФОРМА ПРОСТРАНСТВА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ

Научные исследования показывают, что человек интуитивно предпочитает изогнутые поверхности. Криволинейные формы, изгибы и плавные линии создают ощущение безопасности и уюта. Канадский ученый и специалист по когнитивной нейропсихологии Колин Эллард говорит, что человеку нравятся изогнутые дорожки — возможно, потому, что они предлагают «раскрыть тайну». Людям интересны пространства, в которых их завлекают обещанием дальнейшей информации.

НЕЙРОАРХИТЕКТУРА — КАК СОЗДАВАТЬ УМНЫЕ ПРОСТРАНСТВА

Этот принцип лег в основу многих современных офисов, которые ориентированы на взаимодействие и развитие. Так, в штаб-квартире Лукойл-Инжиниринг в Москве гармоничное сочетание плавных форм и продуманной организации пространства поддерживает атмосферу обучения. Согласно классификации профессора и одного из главных исследователей офисного пространства Jeremy Myerson, штаб-квартира Лукойл-Инжиниринг относится к пространству типа «наставник». То есть ключевое значение в нем имеют постоянное развитие, коммуникация и обмен опытом.

И как мы знаем, весь образовательный процесс — это стремление узнать что-то новое, раскрыть для себя какую-то неизведанную тайну. Поэтому и интерьер офиса органично поддерживает эту цель: начиная с вестибюля, изогнутый светильник, отсылающий нас к образу нефтепровода, ведет посетителя по всему офису с целью познакомить его с этим пространством. Также плавный изогнутый элемент на этаже для образовательных мероприятий окольцовывает это помещение, сглаживает возможные неровности и углы, тем самым создает более успокаивающую и дружелюбную атмосферу.

СЛУХ: ФОРМИРОВАНИЕ АКУСТИЧЕСКОГО КОМФОРТА В АРХИТЕКТУРЕ

«Из эстетической триады» Анджана Чаттерджи и Ошина Вартаняна, которая внесла серьезный вклад в исследование нейроархитектуры, мы узнаем, что сенсомоторная система охватывает все наши органы чувств, тесно связанные с воспоминаниями и эмоциями. Например, когда мы что-то слышим, информация посылает сигналы в части мозга, которые управляют нашим телом, в том числе в области, связанные с эмоциями и воспоминаниями, Таким образом, звуки влияют на то, как мы запоминаем события и относимся к ним впоследствии, а также на нашу карту ассоциаций.

В условиях интенсивного движения на улицах города, открытых офисных пространств и различных внутренних шумов избыточное количество звуков зачастую становится явным раздражающим фактором. Исследование Корнелльского университета показывает, что даже низкий уровень шума в офисах приводит к повышению уровня стресса и снижению мотивации к работе среди сотрудников.

НЕЙРОАРХИТЕКТУРА — КАК СОЗДАВАТЬ УМНЫЕ ПРОСТРАНСТВА

В Лахта-центре, штаб-квартире Газпрома, где требования к акустическому комфорту были самыми высокими во всех помещениях без исключения, уменьшение коэффициента реверберации, то есть процесса постепенного снижения интенсивности звука, было одной из главных задач архитекторов при проектировании офиса

Помимо применения качественной шумоизоляции, слышимости речи и активного распространения звука внутри помещений удалось избежать за счет использования различных материалов отделки с разной плотностью — ткани, перфорации на панелях и гладких панелей.

Особенную сложность вызвали пространства для видеоконференций с большим количеством фасадного стекла. От него многократно отражается звуковая волна, и поэтому усиливается эхо, от которого, в свою очередь, страдает качество видеосвязи. Этот негативный эффект был компенсирован использованием звукопоглощающих ковровых покрытий, акустических баффлов и перфорированных панелей для потолка и стен.

ОБОНЯНИЕ

Обоняние — одна из самых древних и мощных сенсорных систем, которая тесно связана с нашими эмоциями и воспоминаниями. Когда мы вдыхаем запах, он проходит сложный путь: от рецепторов в носу сигнал поступает в обонятельную луковицу, а затем в обонятельную кору, которая напрямую связана с лимбической системой мозга.

Именно в ней миндалевидное тело (амигдала) отвечает за эмоциональные реакции, а гиппокамп — за хранение и извлечение воспоминаний. Эта связь объясняет феномен, известный как «эффект Пруста»: определенный аромат способен мгновенно перенести нас в прошлое, вызывая яркие и насыщенные воспоминания.

Его название связано с Марселем Прустом, который в своем романе «В поисках утраченного времени» описал, как вкус и аромат печенья «Мадлен» неожиданно пробудили у героя поток детских воспоминаний.

Мы сталкиваемся с этим эффектом ежедневно, например, когда после долгого отсутствия вновь ощущаем знакомый запах собственного дома. Это связано с процессом ольфакторной адаптации — наш мозг привыкает к постоянным ароматам и перестает их замечать, но после паузы «перезагружается» и снова начина- ет их фиксировать.

В нейроархитектуре обоняние играет важную роль: правильно подобранные ароматы могут улучшать концентрацию, повышать уровень энергии или, наоборот, помогать расслабиться. Главное — учитывать интенсивность запахов, их естественную цикличность и уместность в определенном пространстве. Исследования показывают, что натуральные ароматы оказывают разное влияние на наше состояние: одни способствуют сосредоточенности, другие повышают энергичность, а третьи помогают расслабиться и снизить уровень стресса.

Годованец Алиса, исследователь центра нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ

НЕЙРОАРХИТЕКТУРА — КАК СОЗДАВАТЬ УМНЫЕ ПРОСТРАНСТВА

ОСЯЗАНИЕ (ТАКТИЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА)

Тактильная коммуникация имеет большое значение, поскольку она напрямую влияет на эмоциональное состояние человека. Мы физически взаимодействуем с пространством, когда прикасаемся к дверной ручке, идем босиком по деревянному полу или ощущаем прохладу камня. Как отмечает финский архитектор Юхани Палласмаа, дверную ручку можно назвать «рукопожатием здания». Таким образом, момент касания архитектурного объекта играет важную роль в формировании последующего пространственного опыта. В этом контексте материалы приобретают не просто функциональное значение, а становятся полноценным инструментом эмоционального воздействия.

Связь между эмоциями и материальным окружением подтверждается теорией экологической валентности Карена Шлосса и Стивена Палмера. Исследование показывает, что наши предпочтения во многом формируются через опыт взаимодействия с окружающей средой. Например, натуральные материалы коричневого цвета, такие как дерево, вызывают более теплые и положительные ассоциации по сравнению с пластиком или металлом. Это объясняет, почему люди интуитивно предпочитают естественные текстуры, которые ассоциируются с природой и комфортом. Более того, помимо физического ощущения на наше восприятие материала влияет и знание о его эстетической ценности. Например, если мы осознаем, что перед нами дорогая натуральная кожа, а не искусственный аналог, это может существенно изменить общую оценку предмета.

Современные офисные центры, как правило, это гигантские здания, которые внутри часто похожи на лабиринты, поэтому при проектировании штаб-квартиры Газпрома в Лахта-центре одной из важнейших задач была необходимость избежать однообразия длинных коридоров, которые характерны для кабинетной организации пространства. И при этом преимущественно использовать натуральные материалы. Решением стало сочетание гладкой и реечной фактуры.

Центральная зона здания, в которой расположены лифты, лестницы и общественные пространства, были выделены темными реечными панелями, в то же время кабинеты вдоль фасада облицованы гладкими деревянными вставками. Эти решения разрушают общую монотонность и одновременно с этим интуитивно облегчают навигацию. Чередование разных текстур помогает создать тактильное разнообразие, влияющее на сенсорное восприятие пространства. Дополняет эту концепцию специально созданная коллекция акварели на морскую тему, которая насыщает ассоциативное мышление человека, входящего в эти помещения.

НЕЙРОАРХИТЕКТУРА — КАК СОЗДАВАТЬ УМНЫЕ ПРОСТРАНСТВА

Источник

Комментарии к этой публикации закрыты.