Архитектура как память и будущее

Архитектура как память и будущее

Франко-ливанская архитекторка Лина Готмех вошла в престижный список TIME100 Next 2025 — как одна из ключевых фигур, определяющих развитие современного архитектурного дискурса. Этот факт сам по себе важен: в списке, состоящем из 100 влиятельных молодых лидеров из разных областей, она — единственный представитель архитектуры.

Архитектура как память и будущее

Фото Kimberly Lloyd

Архитектура и градостроительство: контекст и смысл

Готмех, выросшая в Бейруте, городе с многослойной историей, воспринимает архитектуру не просто как создание зданий, но как форму памяти и социального диалога. Её творчество отражает, что архитектура и градостроительство могут стать мостом между историей и будущим, между культурой и экологией.

В её проектах чувствуются отголоски больших тем: как сохранить уважение к историческим пластам города — к этим своеобразным «памятникам архитектуры» — и одновременно задать новую планку для «архитектуры зданий», способной отвечать вызовам времени.

Примеры архитектуры: работа с историей и материалом

Один из значительных проектов — реконструкция западного крыла Британский музей (Western Range) в Лондоне. Готмех стремится превратить этот огромный корпус музея в пространство, где архитектура города, здания и интерьеры работают как единое целое, вовлекая посетителя на разных уровнях: визуально, тактильно, эмоционально.

Архитектура как память и будущее

Фото LGA/PA

Другой важный пример — жилой комплекс Stone Garden в Бейруте. Здание, выдержанное в формальном и материальном ключе, напоминает скалу и одновременно становится домом-убежищем. Оно не просто возводится в городе, где «архитектура города» часто сталкивается с разрушением, но становится символом устойчивости.

Архитектура как память и будущее

Фото Lina Ghotmeh

Архитектура города: от микро– до макропространства

Готмех понимает, что архитектура зданий — это не отдельные объекты, они всегда вписаны в структуру города. Когда мы говорим о градостроительстве, о том, как складываются улицы, площади, структуры общественного пространства, мы говорим о балансе между контекстом и инновативностью.

Она формулирует свою задачу так: извлечь память места («археологию будущего», как она часто говорит), соединить её с современным технологичным подходом, сделать здания и пространства, где люди хотят быть.

Почему стоит прислушаться

Среди множества ориентиров в современной архитектуре важно выделить тех, кто поднимает не только форму, но и содержательность — кто говорит о связи с культурой, временем и обществом. Готмех делает это последовательно.

Она демонстрирует, что «архитектура зданий» — не просто про фасады и материалы, но про смысл. «Памятники архитектуры» иногда становятся точками отсчёта, но новые проекты могут быть такими же мощными именно потому, что они уравновешивают уважение к прошлому и взгляд в будущее.

Когда вы ходите по городу, рассматриваете фасады и масштабы, вспомните: за каждым зданием стоит идея «архитектуры и градостроительства». И дело не просто в том, чтобы строить красиво, но чтобы строить умно.

Лина Готмех напоминает, что архитектура — это больше, чем строительство. Это социальный язык, культурный пласт, архитектура города — это наш общий дом. И те, кто умеет создавать не только форму, но и смыслы, — делают вклад в то, как будет выглядеть наше будущее.

Если интересно, можно подготовить развёрнутое интервью или обзор ключевых проектов Готмех — с акцентом на то, как принципы её работы можно применить в российских городах и интерьерах.

Архитектура как память и будущее

Павильон Бахрейна на выставке Expo 2025 в Осаке, фото Iwan Baan

Источник

Добавить комментарий