Есть художники, чьи работы удивляют, провоцируют или восхищают — и есть такие, за которыми хочется наблюдать годами. Словацкий художник Роман Ондяк относится ко второй категории. Его выставки — это не серия жестов, а одна непрерывная мысль, разложенная во времени. Он последовательно работает с темами присутствия, восприятия, границ между личным и публичным, привычным и неуловимым. За кажущейся простотой его проектов скрыта глубокая философия, которую он проносит сквозь десятилетия, от перформансов без действия до почти невидимых инсталляций. Наблюдать, как этот замысел раскрывается из года в год — всё равно что читать книгу, в которой каждое новое произведение оказывается продолжением предыдущего. Именно поэтому редакция DECORNEWS.ru собрала ключевые выставки Ондяка в одном материале: чтобы рассмотреть не отдельные работы, а единую мысль, развернутую в пространстве и времени.
Performance 4, Роман Ондяк, галерея Esther Schipper, Берлин, 2009
Серия выставок Performance. На первый взгляд — почти ничего. Простое присутствие людей в пространстве, в котором, казалось бы, ничего не происходит. Но именно в этом «ничего» — ядро высказывания. Ондяк переводит фокус с объекта на ситуацию, превращая галерею в поле ожидания. Художник ставит вопрос: может ли пустое пространство быть насыщеннее, чем то, где экспозиция избыточна? Он предлагает зрителю не смотреть, а быть — и это становится мощным философским жестом.
Фото MoMA, New York, Roman Ondak
Measuring the Universe, Роман Ондяк, MoMA, Нью-Йорк, 2009–2011
Зрители играют жизненно важную роль в создании картины словацкого художника Романа Ондака (р. 1966) «Измерение вселенной» (2007). На протяжении всей выставки сотрудники музея отмечают рост посетителей, их имена и дату измерения на стенах галереи. Начинаясь как пустое белое пространство, со временем галерея постепенно накапливает следы тысяч людей.
Вовлечение зрителей в процесс создания произведений искусства имеет давнюю традицию в истории искусства, основанного на перформансах. Приглашая людей к активному участию, художники пытаются преодолеть традиционное разделение между объектами искусства и зрителями, производством и приемом.
«Измеряя вселенную» превращает бытовую традицию отмечать рост детей на дверных косяках в общественное мероприятие, которое своим названием отсылает к извечному желанию человечества измерить масштаб мира. Этот процесс создает произведение искусства с участием множества участников, объединяя искусство с повседневной жизнью в единое целое, которое находится в самом центре художественной практики Ондака.
Shaking Horizon, Роман Ондяк, Villa Arson, Ницца, 2010
Тонкие красные нити, протянутые через окна, создают почти физическое ощущение сдвига горизонта. Выставка не требует от зрителя ничего, кроме наблюдения и доверия собственному ощущению нестабильности. Философская идея здесь — нарушение привычного порядка восприятия. Пространство больше не подчиняется зрительскому ожиданию, оно не «выставлено», оно шатается, сомневается, сопротивляется — как сама реальность.
Фото Jean Bastille
Scene, Роман Ондяк, музей Рейна София, Мадрид, 2013–2014
Работы Ондяка в этой экспозиции имитировали музейное устройство: предметы были размещены так, словно это экспозиция, но в действительности они не имели статуса «произведения». Художник разоблачал саму логику институции, помещая зрителя в ситуацию недоверия к тому, что он видит. Мы привыкли верить в рамки, в заголовки, в подписи. Но если всё это исчезает — где тогда искусство? И что определяет его? Ответов нет — есть только сомнение.
Фото Roman Ondak
Man Walking Toward a Fata Morgana, The Arts Club, Чикаго, 2017
Фата-моргана — оптическая иллюзия, мираж. Выставка Ондяка выстроена по тому же принципу: скульптуры, повторы, «почти» узнаваемые объекты, которые ускользают от точной фиксации. Здесь художник поднимает вопрос о природе реальности. Насколько видимое заслуживает доверия? Насколько воспоминание является достоверным? В этих инсталляциях работает не столько глаз, сколько память, и чем она более подвижна, тем ближе к искусству.
Фото Michael Tropea
Open End, Вена, 2019
Объекты, потерявшие свою функцию, — вроде почтового ящика, пустого каркаса палатки, фрагмента забора — становятся центром экспозиции. В их молчании заложена мощная мысль: конец — не завершение, а продолжение в ином качестве. Мир не исчезает, он переходит в другие формы. Это философия умирания без исчезновения, перемещения без координат, искусства как остатка, который говорит больше, чем цельное высказывание.
Фото Anna Konrath, Галерея Martin Janda
Perfect Society, Берлин, 2019
Ироничная, но точная работа с понятием идеального. Художник собирает предметы, которые в своем замысле были частью «лучшего мира» — сувениры, стандартные решения, универсальные формы. Все они обнажаются и становятся декорациями утопии, которая не состоялась. Это выставка о нас — о том, как мы мечтаем в пределах навязанных форм, и как редко позволяем себе быть по-настоящему свободными в желании.
Фото Andrea Rossetti
Infinitum, Барселона, 2023
Вещи, размещённые в пространстве галереи, выстраиваются в тонкую систему знаков: зеркало, в котором нет отражения, табличка без текста, дверь, ведущая в стену. Эти пустоты наполняются смыслом только при участии зрителя. Ондяк не предлагает интерпретацию, он предлагает практику. Это уже не выставка в привычном смысле, а лаборатория мышления. Бесконечность здесь не как масштаб, а как отказ от завершённости. Ничего не закончено — и в этом свобода.
Фото Roman Ondak
А в ноябре 2025 года в Kunsthalle Praha (Прага, Чехия) откроется крупная художественная выставка, охватывающая две галерейные площадки, и станет первой масштабной ретроспективной презентацией Ондяка в чешско-словацком контексте. Показ продлится с 13 ноября 2025 по 9 марта 2026 года и охватит работы всех ключевых периодов его творческой карьеры